«Главное в духовной жизни – вера в Промысел Божий и рассуждение с советом»
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
У каждого из нас свой опыт духовной жизни. Кто-то только-только вошел в лоно Церкви, кто-то имеет некоторый опыт невидимой брани, а есть такие, как отец Иов из прекрасного фильма «Остров», которые священные книги читали и даже многое наизусть помнят. Но у всех, кто идет по пути спасения, неизменно возникает множество вопросов о том, как поступить в той или иной ситуации, как понять волю Божию, почему со мной произошло это? В общем – «кто виноват?» и «что делать?» Хорошо, если есть с кем посоветоваться, еще лучше, если есть духовник и он доступен. А как быть, если ты один в поле воин и твое окружение — это мирские до мозга костей люди. Как научиться рассуждать и у кого искать совет? Давайте немного поговорим на эти темы.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) еще в 1848 году писал: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие. Таковы: «Лествица», сочинения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея, письма Великого Варсонофия, Патерик Скитский, «Добротолюбие» и другие. Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти и хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость».
Спустя сто лет после святителя Игнатия духовный авторитет прошлого века игумен Никон (Воробьев) писал следующее: «Не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? – Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного «чада», способного к послушанию и к жизни под руководством духовного «отца». Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей». И еще: «Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия (Брянчанинова) и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах, главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно пользоваться, и то с рассуждением и проверкой».
Печально, но с этим трудно не согласится. Обычному прихожанину встретить духовного отца, который действительно желал бы вести тебя ко спасению, был бы опытным и рассудительным, с которым в процессе общения образовалось бы некое духовное родство — это утопия, как догнать Савранского из фильма «Покровские ворота». Но и мы, прихожане, вряд ли способны к послушанию. Нам бы такой совет, чтоб совпадал с собственным мнением, другого не надо. Так вот и живем, учимся на своих ошибках и, пока не набьем шишек сто, не поймем, где она – правда. Выходит, что в наше время православному человеку, чтобы вести правильную духовную жизнь, нужно больше читать святых отцов и авторитетов духовного наставничества. Но и в чтении без рассуждения не обойтись.
Важно помнить, что Бог работает с каждым индивидуально, и что одному хорошо, для другого может быть неприемлемо. Есть такая история: два инока спросили у духовника благословение на угощение плодами приходящих в келию, одному духовник благословил принимать гостей и угощать их, а другому категорически запретил. Когда спросили о причине столь разного ответа на одинаковый вопрос, духовник пояснил, что второй инок преуспевает в молитве и ему не следует отвлекаться на приходящих, а первый к молитве не способен и для него гостеприимство спасительно. Читая письма святых отцов и авторитетных духовников, надо понимать, что их советы были направлены к конкретным людям, обстоятельства жизни и духовный уровень которых был им известен, и не всегда данный ответ подходит конкретно нам в определенных жизненных обстоятельствах.
Опять же, начитавшись книг, можно легко попасть в сети самообольщения. У отца Павла Великанова есть рассказ «Самолечение», в котором он так пишет о любителях духовного самолечения: «Но есть еще более тяжелый случай – это любители духовного самолечения. Наслушается свежевоцерковившийся зажигательных проповедей ревнителей чистоты православия, покроется взгляд мутной пленкой всеобщей апостасии – что нет больше благочестивых пастырей, все предатели и отступники – и начнет мучительно вгрызаться в гранит аскетических творений. Зубки пообламывает, но смотришь – что-то, да и отколется. Берет эту крошечку наш герой, кладет в ковчежец и сооружает высокий пьедестал. Теперь он знает, где она, истина – вот, все полюбуйтесь!
Что ты ни будешь говорить ему – он все тебе на свой пьедестал показывает. «Вы что, батюшка, против святых отцов Церкви?» — так с легкостью будет парировать наш герой любую попытку помочь прозреть и вернуться к реальности. То, что это – всего лишь крошечная пылинка, да и то где-то с самого края отломившаяся, и что большинство отцов так не думало, а святые вообще так не поступали – донести до сознания почти невозможно: в ответ одно и то же ритуальное указание на высокий пьедестал. То, что механически переносить подходы отцов-пустынников в современную жизнь – безумие, уже не объяснить. И то, что река настоящей, живой церковной жизни течет где-то совсем рядом, но мимо нашего героя с его пьедесталом… Грустная история».
Действительно, грустная история. С одной стороны – отсутствие духовных отцов, с другой – «духовное самолечение». И себе доверять нельзя, и к советам с рассуждением и проверкой. Но иначе никак. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называл духовную жизнь наукой из наук. Надо и рассуждать учиться, и советоваться, но главное, в простоте сердца верить в Промысел Божий о каждом из нас. Напоследок, приведу совет преподобного Амвросия Оптинского, который, как мне кажется, подходит каждому, вне зависимости от его опыта и «стажа»:
«Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь все устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится; это и есть жить проще».
Виктор Малеванный

